Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Главная » 2018 » Июль » 11 » Limes: Прощай, Набукко! Европа выбирает TАР
01:16
Limes: Прощай, Набукко! Европа выбирает TАР

Фабио Индео, Limes, Италия, 05.07.2013

Предпочтение, отданное международным консорциумом „Шах Дениз" проекту Трансадриатического газопровода (TАР) как основного коридора по экспорту азербайджанского газа в страны Европейского Союза, кажется, свидетельствует о том, что план строительства газопровода Nabucco, высокопарно названного флагманским проектом европейской энергетической стратегии, окончательно похоронен.

Действительно, в результате этого решения газ, который будет добываться во второй фазе разработки азербайджанского месторождения „Шах-Дениз", будет перебрасываться из Турции в Грецию, а потом в Албанию и Италию по газопроводу, проложенному по дну моря. Кроме того, предполагается строительство боковых ответвлений между Грецией и Болгарией и на Балканах в связи с проектом Ионическо- Адриатического газопровода.

Европейский Союз радуется выбору проекта ТАР как краеугольному камню своей энергетической политики, поскольку это означает начало конкретной реализации Южного энергетического коридора. На деле развитие событий свидетельствует о громком провале  стратегии диверсификации источников снабжения и снижения зависимости от импорта российского газа.

Несомненно, что строительство газопровода ТАР свидетельствует об успехе сотрудничества с Азербайджаном, который за эти годы проявил себя надежным партнером. В 2011 году азербайджанский президент Алиев подписал совместное заявление о развитии Южного коридора, приняв на себя обязательство поставлять 10 миллиардов кубометров газа в год на европейские рынки.

Впоследствии два договора между Анкарой и Баку создали предпосылки для развития Южного коридора. В октябре 2011 года в Измире было достигнуто соглашение о переброске азербайджанского газа на европейские рынки через турецкую территорию, а в декабре 2011 года было решено построить Трансанатолийский газопровод (Tanap или Tagp), который представляет собой важный энергетический "перешеек" для Южного коридора, поскольку он свяжет  азербайджанские месторождения с турецкой границей. В этот момент консорциум "Шах Дениз" должен был решить, какой из двух проектов (Nabucco West, модифицированный в связи с проектом Tanap, или ТАР) предпочесть на основании экономической и практической целесообразности, чтобы связать его с Трансанатолийским газопроводом.

Факторы, которые привели к отклонению проекта Nabucco

Помимо экономических соображений (цены на газ в Италии и Греции очень высоки, следовательно, проект ТАР более выгоден) и финансовых, при выборе проекта строительства Трансадриатического газопровода учитывался геополитический фактор. На решение большое влияние оказали негосударственные энергетические компании.

Наверняка на выбор повлияло то, что норвежская компания Statoil участвовала как в консорциуме „Шах Дениз" (вместе с британской British Petroleum, азербайджанской Socar и французской Total), так и в консорциуме ТАР. У нее большая доля акций, как и у швейцарской фирмы Axpo, в то время как у немецкой компании E.On долевое участие гораздо меньше.

Сказалась слабость в геополитическом плане консорциума Nabucco (в нем участвуют австрийская компания OMV, румынская Transgaz, венгерская MOL, турецкая  Botas, болгарская Energy Holding). Несмотря на статус „флагманского проекта" основные европейские энергетические компании (Eni, Total, Gaz de France, BP, Wintherhall, E.On) никогда в него не входили, а те, что вошли, не обладают таким политическим весом, чтобы повлиять на энергетическую стратегию Брюсселя.

Несмотря на то, что ТАР позволяет начать создание Южного коридора, предпочтение, ему отданное, можно считать антистратегическим обстоятельством для европейских целей, направленных на энергетическую безопасность Евросоюза и уменьшение зависимости от импорта российского газа, которая особенно ощущается в странах Центральной и Восточной Европы. Такую оценку развития событий подтверждает тот факт, что у ТАР относительно низкая пропускная способность. Действительно, по этому газопроводу будет перебрасываться 10 миллиардов кубометров газа в год вплоть до 2020 года, а впоследствии может быть достигнут максимальный объем поставок в 20 миллиардов кубометров в год, при том, что по проекту по Nabucco должно было перекачиваться свыше 30 миллиардов кубометров газа в год.

Кроме того, газ, который будет поступать по ТАР, кажется, прежде всего попадет на итальянский рынок, что с реализацией трех запроектированных регазификаторов будет отвечать целям диверсифиции. В перспективе этим газом будут снабжаться Германия и Франция, а также Греция и балканские страны. Распределение 10 миллиардов кубометров газа между всеми этими нациями не позволит добиться энергетической безопасности путем диверсификации.

Предпочтение, отданное проекту ТАР, и замораживание проекта Nabucco лишает Болгарию, Румынию и Венгрию альтернативной возможности снабжения газом, необходимой для укрепления энергетической безопасности, и оставляет их в глубокой зависимости от российского импорта. Уместно напомнить, что Болгария и Румыния на 90% удовлетворяют свою потребность в газе за счет импорта из России.

Такое развитие сценария больше всех выгодно Москве, поскольку реализация проекта ТАР решает в ее пользу геополитический и энергетический спор, в котором два проекта (Nabucco и „Южный Поток") оказались соперниками. Теперь Россия сможет укрепить свои энергетические связи с исключенными из Южного коридора странами Южной и Восточной Европы, прибегнув даже к снижению цен на газ.

Десять миллиардов кубометров газа, перебрасываемых по Трансадриатическому газопроводу, не пошатнут позицию России на европейском рынке, в то время как 30 миллиардов кубометров, которые предполагалось перекачивать по газопроводу Nabucco, составили бы примерно треть всего нынешнего импорта Москвы в ЕС.

Небольшая пропускная способность ТАР позволит „Газпрому" с успехом захватить в „энергетические тиски" всю Европу с севера и с юга. Действительно, с введением в строй газопровода „Северный Поток" (пропускная способность - 55 миллиардов кубометров в год) и строительством „Южного Потока" (пропускная способность - 63 миллиарда кубометров в год) Россия сможет удвоить объем газа, экспортируемый в Европу для удовлетворения ее растущих нужд.

Кажется, судьба Nabucco решена. Заверения членов консорциума и европейских политиков о возможной будущей реализации проекта представляются пустыми обтекаемыми фразами.

Теоретически в будущем предполагается увеличение экспорта азербайджанского газа, который можно было бы перебрасывать по газопроводу Nabucco, но пока не решена проблема других поставщиков. Рассчитывать на иракский газ трудно из-за нестабильности и небезопасности региона, а делать ставку на среднеазиатский газ из Туркмении, Казахстана и Узбекистана трудно из-за запрета России на реализацию Транскаспийского коридора.

Источник: inoСМИ.ru.

Просмотров: 294 | Добавил: ebpywpimp1973 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0